Вчера было по четыре, будет ли завтра по пять?
Лев Надвидов, levston@yahoo.com
"Пятирублевый конфликт" достиг своего апогея. Вот уже третий день
как не выходят в обычные рейсы маршрутные автобусы в Элисте.
Забастовка! Негласная, потому что никто ее официально не объявлял, и в то же
время демонстративная - маршрутки не стоят на приколе, а пустыми фланируют по
городу без остановок, показывая свою независимость от городских властей.
Воспользовавшись межведомственной неразберихой и полнейшим бездействием Дирекции
Единого Заказчика (ДЕЗ), которая является подразделением городской мэрии, хозяева
маршрутов, как они себя называют, решили поправить свои финансовое состояние за
счет кошельков горожан.
В свое время, когда городской общественный транспорт приказал долго жить, образовавшийся
вакуум быстро заполнили юркие и мобильные маршрутки и до поры до времени все были
довольны: городская власть гордилась решением проблемы пассажироперевозок, хозяева
автобусов были довольны прибылями, а горожане радовались появившейся возможности
быстро добраться в любую точку города.
Однако ДЕЗ породила монстра. Со временем количество автобусов разрослось настолько,
что пассажиров просто-напросто стало не хватать и даже при организации временных
промежутков между рейсами, автобусы стали ходить полупустыми.
Хозяева маршруток кинулись составлять калькуляцию с целью повышения тарифа.
Причем первоначально, по их мнению, цена за проезд должна была составлять не 5 рублей,
а несколько выше!
А теперь немного других цифр. В день в Элисте официально, согласно лицензиям,
работают 560 маршруток. Реально – их более тысячи. И это на 100-тысячную Элисту!
Вместо того чтобы регулировать действительно необходимое количество автобусов,
ДЕЗ ограничилась лишь регистрацией и собиранием сборов за маршруты. Теперь понятно,
что имеется некая заинтересованность чиновников, сидящих на этой прибыльной непыльной
работе. Поговаривают, что за более «людный маршрут» приходится соответственно
приплатить.
Кроме того, по имеющимся оперативным данным правоохранительных органов, почти
все бригадиры платят дань уголовным авторитетам города из расчета 10 рублей за
вышедшую в рейс машину. То есть получается, что примерно 10 000 рублей ежедневно
капает в криминальный карман. А это наши с вами деньги.
Вот откуда бы надо изъять деньги вместо того, чтобы потрошить карманы горожанам.
Но ни одного заявления о вымогательстве подано не было.
За два дня забастовки никто из представителей мэрии не давал никаких комментариев
сложившейся ситуации, кроме как «мы тоже против такой цены». Наконец, 11 апреля
мэр Бурулов сподобился выступить по местному телевидению с грозным заявлением:
«Если завтра водители не выйдут на маршрут, мы с ними договора заключать не будем».
Однако на утро картина осталась прежней: потоки горожан, спешащих на работу и
огромные толпы на остановках, ждущих льготные большие автобусы, не присоединившихся
к забастовке. Оно и понятно, ведь маршрутники монополисты, вот и ждут, когда город
сломается.
А между тем есть очень простое решение проблемы. Суть ее вот в чем. То, что
общественный городской транспорт необходим – аксиома. В разговоре со знакомым
водителем маршрутки выяснил, что в день он имеет на 12 маршруте (не самом ходовом,
не сравнить с 5 или 20-ым) примерно чистыми 1000 рублей в день. Из них триста
оставляет себе, а остальное – хозяину.
Вот если бы мэр съездил на любой автобусный завод, к примеру, на ЛиАЗ, взял
бы в лизинг необходимое количество автобусов… Давайте-ка посчитаем. 1000 рублей
чистого дохода с одной маршрутки умножим на 1000, даже нет, на 560 легальных маршруток,
мы получим 560 000 рублей ежедневного дохода. В год эта сумма будет составлять
102 миллиона 200 тысяч рублей. Умножим на 10 лет предполагаемого лизинга.
Получается 1 миллиард 20 миллионов рублей. Прибавим сюда ежегодную сумму за
проездные билеты (а это фактически кредитование), вот и получается, что можно
без больших потуг приобрести и обеспечить горожан общественным транспортом и тогда
маршрутки сами собой сократятся до разумного предела.
Для примера, в миллионном Ростове помимо общественного транспорта работает
всего 540 маршруток. Если провести пропорцию между нашими городами, нам будет
необходимо всего 54 маршрутки.
Возможно подход дилетантский, скажут некоторые, однако жизнь подталкивает именно
к такому решению проблемы.
Лев Надвидов
Калмыкия, Элиста
сайт
www.BumbinOrn.ru, 11.04.2003 г.
Статьи по теме:
Выхожу вчера я на дорогу или забастовка элистинских извозчиков.
09.04.2003 г.
|