Визит Далай-ламы в Калмыкию
Лама из Бурятии готовил еду для Его святейшества
Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "Далай-лама любит фрукты, овсяную
кашу и совсем не ест мясного. Тибетский лама Гендун, девять лет живущий в Бурятии,
посетил Калмыкию во время недавнего визита духовного учителя буддистов в братскую
республику. Помимо религиозной миссии, нашему земляку довелось выполнять и другие
задачи. После возвращения Гендун-ламы домой в Бурятию корреспонденту еженедельника
"Номер один в Бурятии" довелось встретиться с ним и побеседовать о калмыцких
впечатлениях, что называется, из первых уст.
По словам Гендун-ламы, к 13 ноября в Элисту съехалось очень много паломников
с желанием увидеть и поклониться своему наставнику. Кто-то с сожалением уезжал,
потому что спешил на работу или по другим делам. Со временем стали говорить о визите
в конце месяца, но многие верующие из разных регионов все же дождались Далай-ламу.
Гендун-лама и все бурятские паломники, съездившие в Элисту, дружно отмечают гостеприимство
и доброжелательность калмыцкого народа.
Из Бурятии на встречу с Далай-ламой отправилось, по сведениям Гендун-ламы,
больше десяти человек. На встрече с Его Святейшеством был и известный бурятский
священнослужитель Еши Лодой Римпоче, приглашенный лично Шажин-ламой Калмыкии.
Дело в том, что для посвящения в Жинсирег необходимы высокопросвещенные духовные
учителя. В Элисте в те дни было восемь таких проповедников.
Самолет Далай-ламы приземлился в элистинском аэропорту 29 ноября в 16.00 по местному
времени. Там же Учитель дал короткую пресс-конференцию для многочисленных журналистов
из российских и зарубежных СМИ. После этого кортеж увез его в Сити-чесс, шахматный
город Элисты. На всем пути стоял живой коридор верующих с хадаками, цветами, благовониями.
В первый вечер Учитель отдыхал. Самое главное началось на следующий день, 30 ноября.
С самого утра шел мокрый снег, но несмотря на это, тысячи людей собрались на окраине
Элисты на освящение хурула.
"К сожалению, мне не удалось встречать Далай-ламу в аэропорту, потому что мне
было поручено готовить еду Его святейшеству", - говорит Гендун-лама. Оказывается,
в Индии, в Дхармасале, у Далай-ламы есть личный повар, однако в Элисте был человек
из окружения Далай-ламы, который только рекомендовал, какую пищу лучше готовить.
Кстати, меню Учителя не отличается изысканностью. Овсяная каша, теплое молоко,
сухари с медом, подсоленный чай. Любит Далай-лама фрукты, печенье, чай. В его
рационе минимум мясных продуктов. Гендун-лама готовил пищу, непосредственно перед
подачей лично пробовал и только после этого подавал на стол.
В главный день, когда освящался элистинский хурул и читались буддийские посвящения
Гаруда, Очир Вани и Хаян Гарбаа, Учитель очень торопился и кушал быстро. Церемония
освящения началась в 9 утра, закончилась же часов в 5 вечера. Он говорил, что
его ждет много народа, что люди мерзнут на холоде, и поэтому еде уделял очень
мало времени. "Горячий чай мы всегда держали наготове, однако внимание Далай-ламы
было всецело обращено к верующим", - с восхищением говорит Гендун-лама".
Далай-лама благословил строительство дацана в Москве
Еженедельник "Номер один в Бурятии" пишет, что "в дни визита в Калмыкию Его
Святейшества Далай-ламы XIV в Элисте находилась Дулма Шагдарова, председатель
московской общины буддистов и объединения традиционных буддийских общин. Как известно,
она руководит проектом строительства первого буддийского храма в Москве.
Презентация этого проекта состоялась в галерее скульптора Зураба Церетели во время
проведения Дней тибетской культуры и искусства в России.
"Мы приехали в Элисту в надежде не только побывать на богослужениях, но и получить
благословение Его Святейшества на строительство буддийского храма в Москве.
Дело в том, что нынешней осенью проект мы отправили Далай-ламе. Он, ознакомившись
с ним, дал название храму, собственноручно написав его на титульном листе
проекта. Здесь, в Элисте", - не скрывает радости Дулма Шагдарова, - "на аудиенции
у Далай-ламы нам посчастливилось лично рассказать ему о том, как будет выглядеть
будущий храм и ознакомить с подробным планом застройки участка".
Соперничество среди тибетских лам в России вылилось в акцию протеста
Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "известный в России и Бурятии буддийский
наставник Геше Тинлэй отрекся от своих монашеских обетов из-за дискредитирующих
его репутацию слухов. Это произошло в Калмыкии в присутствии Далай-ламы XIV.
Этот частный случай вызвал большой резонанс в буддийском сообществе России,
Бурятии и тибетской эмиграции. Геше Тинлэй широко известен как чистый монах и
популярный буддийский проповедник, который достиг в своем совершенствовании достаточно
высокого уровня и мог давать Учение своим последователям. Только в Улан-Удэ их
насчитывается не менее 500 человек. Сейчас улан-удэнская буддийская община "Зеленая
Тара" подготовила обращение к Его Святейшеству Далай-ламе, где указала, что Геше
Тинлэй отрекся от сана только в результате целенаправленной кампании по его дискредитации.
Как сообщила Майя Малыгина, ученица и переводчица Геше Тинлэя, он был оклеветан
перед Далай-ламой и это послужило толчком к столь неординарному поступку. Якобы
он нарушил свои монашеские обеты, в частности, был близок с женщинами. В случившемся
Малыгина подозревает одного известного питерского буддиста и одного из влиятельных
тибетских лам из буддийского центра в Улан-Удэ (указав их имена). "Причина очень
простая: зависть и соперничество... Есть и многие другие, кто причастен к этому
преступлению", - говорится в обращении Майи Малыгиной, направленном ею в улан-удэнскую
общину "Зеленая Тара".
Косвенно эту версию подтвердил и сам Тинлэй в лекции 2 декабря в Москве: "Геше
Тинлэй такой-сякой, любит женщин... Конечно, я люблю женщин. Я должен любить всех
живых существ, не только женщин". Тинлэй объявил также, что он не станет бороться
с завистниками их же оружием, а принимает все поражение на себя, отдавая победу
другим. Тем самым, как это ни парадоксально, приняв поражение на себя, он в конечном
итоге одержал победу и развязал себе руки. Основной целью его недругов было удаление
Тинлэя из России, это им не удалось. Мастер объявил, что он как практикующий мирянин
продолжит обучение мирян.
Вместе с тем отречение Геше Тинлэя отразило общую тенденцию среди тибетских
монахов, пребывающих в России. Большинство здешних тибетцев, а их насчитывается
всего лишь порядка 30-40 человек, это бывшие монахи. Причина возвращения в мир
весьма прозаична, монашество для многих тибетских эмигрантов в Индии - это всего
лишь дань традиции и способ выживания в чужой, очень густонаселенной и бедной
стране.
Россия же отличается не только относительным, по сравнению с Индией, материальным
благополучием, но и гораздо более свободными нравами. Проще говоря, в России слишком
много соблазнов. Кроме того, случай Тинлэя выявил глубину противоречий в крохотной
тибетской общине в России. Известно, что в Элисте Его Святейшество собрал тибетцев
для отдельного, предельно откровенного и жесткого разговора. По словам одного
из присутствовавших, Далай-лама сказал буквально следующее: "Я все знаю про каждого
из вас. Многие из вас не помогают людям, не практикуют Учение, а делают деньги".
Как видно, принятая в монашеской среде система наблюдения за дисциплиной дает
иногда сбои, вылившись на этот раз в поощрение доносительства. Это совсем не вяжется
с нормами буддийской этики и, тем не менее, послужило во многом причиной отречения
от монашества Геше Тинлэя", заключает еженедельник "ИнформПолис".
ИА
REGNUM
16.12.2004
|