Человек жив памятью
В последние дни работы над книгой "Солдатские судьбы" ко мне обратилась вдова ветерана 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии Сергея Чонаева с просьбой рассказать о её муже.
Из ее рассказа, из документов и газетных публикаций разных лет, которые принесла с собой вдова, я живо представил себе образ Сергея Эренценовича. Личность незаурядная, Чонаев мужественно воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Родился он в 1922 году в селе Шебенеры в бедной калмыцкой семье. В те годы в калмыцких степях свирепствовали холера и чума, косившие людей целыми семьями и хотонами, да орудовали банды различного толка, грабившие и без того бедное население. Поэтому так трудно пришлось Сереже Чонаеву, рано лишившемуся родителей. С детства он познал тяжелый труд, голод и холод, но выжил. Сережу определили в Малодербетовский детский дом, где дети-сироты жили на полном государственном обеспечении. С детдомовцами Сережа быстро подружился. В их среде отличался он живым и веселым характером. Хорошо пел, плясал, увлекался художественной литературой. Стал лидером спортивных соревнований, но особенно полюбил калмыцкую национальную борьбу.
Однако школьные годы быстро пролетели. В 1938 году после окончания семилетки Сергей поехал в Башанту. Здесь находилось одно из популярных учебных заведений Калмыкии - сельскохозяйственный техникум. Чонаев, успешно сдав вступительные экзамены, поступил на первый курс ветеринарного отделения. Выбор специальности не был случайным: выросший среди степняков, он сызмальства любил животных. Для Сергея началась бурная студенческая жизнь - учеба, спорт, общественная работа по комсомольской линии. Все было хорошо, но тут началась война.
Не успел Сергей в декабре 1941 года окончить техникум и получить диплом ветеринарного врача, как сразу же пришла повестка из военкомата о призыве в действующую армию. Таким образом, 19-летний паренек, новоиспеченный специалист сельского хозяйства, Сергей Чонаев стал кавалеристом 292-го кавалерийского полка 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, которая, как известно, формировалась на территории Калмыцкой АССР с декабря 1941-го по май 1942 года. В состав 110-й ОККД входили три кавалерийских полка: 273-й Сарпинский, 292-й Малодербетовский и 311-й Приволжский, а также отдельный конно-артиллерийский дивизион, медико-санитарный эскадрон, отдельный эскадрон химической защиты, отдельный полуэскадрон связи, разведывательный и саперный эскадроны, дивизионный ветеринарный лазарет, полевая почтовая станция, транспортное подразделение и комендантский взвод.
При дивизии были созданы органы военной прокуратуры, военного трибунала и особого отдела. До 3-го мая 1942 года, пока проходило формирование и усиленное обучение бойцов, продуктами питания и фуражом для лошадей дивизию обеспечивали органы власти Калмыкии.
Третьего мая 1942 года кавдивизия получила приказ двигаться на запад через станицу Кутейниковскую к Дону. В июле 1942 года 110-я ОККД в полном составе прибыла к месту назначения и заняла оборону по левому берегу Дона протяженностью по фронту 58 километров: от станицы Семикаракорской до станицы Богаевской. Для одной дивизии такой участок обороны был слишком велик. Протяженность фронта даже для стрелковой дивизии превосходила уставную норму более чем в 10 раз, уж не говоря о кавалерийской. Но командованием армии была поставлена задача: любой ценой удержать донские рубежи, чтобы обеспечить переправу через реку отходившим войск Южного фронта, эвакуированным с Украины, скота и техники.
Выполняя приказ командования армии, воины 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии течение 12 суток под непрерывной бомбежкой вражеской авиации удерживали свои позиции, отражали бесчисленные атаки мотопехоты противника при поддержке танков. Весь личный состав дивизии мужественно сражался с неприятелем, показывал чудеса храбрости и смелости. Немецкая авиация буквально утюжила наши оборонительные позиции, но огневые точки при очередной атаке противника вновь и вновь оживали, сея смерть среди фашистов.
Обозленные упорным сопротивлением кавалеристов, немцы разбрасывали с самолетов листовки с призывом: "Рус, сдавайся". Но они не имели эффекта. Славные воины 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии держались до конца: многие тогда геройски пали на поле брани.
Только получив приказ на отход, кавалеристы покинули оборонительные рубежи и с боями вышли из вражеского окружения, сохранив знамена полков и дивизии. Немногие выжившие в том адском котле воины 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии влились в состав 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса и приняли участие в боях за Северный Кавказ. В их числе был и Сергей Чонаев. В рядах Кубанского казачьего кавкорпуса участвовал он в освобождении Буденновска, Благодарного, Ставрополя и Ростова-на-Дону. Под Ростовом Чонаев особо отличился. За проявленное мужество и Храбрость его наградили медалью "За отвагу". В августе 1943 года при форсировании реки Миусс немцы открыли шквальный огонь. В том бою Сергей получил ранение, и целый месяц пролечился в госпитале. После выздоровления он был откомандирован под Смоленск, где формировался 6-й гвардейский Забайкальский Краснознаменный кавалерийский корпус, и уже в декабре воевал на 1-м Украинском фронте под Ровно. Освобождал от фашистских захватчиков Луцк, Дубну, Западную Украину.
Последний бой принял под Львовом. В 1944 году его отозвали с фронта боевых действий по национальному признаку. Сполна познал он участь спецпереселенца. Жил сначала в Новосибирской области, потом переехал в Алтайский край. Там он работал в сельском хозяйстве по своей специальности, ветеринаром. Трудился честно и добросовестно, получил множество благодарностей. В 1957 году вернулся в Калмыкию, на малую родину, - в совхоз "Аршань-Зельменский" Сарпинского района. Здесь Чонаев тоже работал ветврачом. В 1974 году ему как опытному и квалифицированному специалисту предложили возглавить Малодербетовскую мясомолочную станцию. Руководил он ею до самого ухода на пенсию.
Сейчас Сергея Эренценовича Чонаева нет среди нас. Но ратные подвиги его и вся трудовая жизнь не прошли бесследно. Память о них живет в сердцах его земляков.
Николай Илюмжинов,
член Союза российских писателей
Калмыкия, Элиста
"Известия Калмыкии", № 28 (3506), 16.02.2005 года
|