Гармония в мире зависит от каждого из нас
Как мы уже сообщали, шажин-лама Тэло
Тулку Ринпоче побывал недавно в Индии. По приезде из Дхарам-салы он прочел
лекцию в Элистинском хуруле. Помимо прочего Тэло Тулку Ринпоче говорил об ответственности
личности перед обществом.
Есть поговорка: все возвращается к пославшему. Мы все хотим быть любимыми. Но если мы сами не будем любить, мы никогда не получим любви от других. Посмотрите на Далай-ламу. Он называет себя простым монахом, а мы считаем его Авалокитешварой. Почему его любят и уважают во всем мире? Потому ли, что он богат, или потому что глава Тибета? Или потому что нам нравится простой монах? Почему он отправляется в небуддийские страны и неизменно завоевывает там любовь и уважение? Все дело в том, что Далай-лама делится великой любовью со всеми живыми существами. Именно поэтому он везде встречает такой прием. Это одно из проявлений закона кармы.
- Подумайте, сколько на свете живых существ, и только нам посчастливилось родиться людьми. Осознаем ли мы, насколько нам повезло? Какова наша роль? Для чего мы наделены интеллектом?
Все мы считаем себя буддистами и как буддисты верим в Три Драгоценности - Будду, Дхарму и Сангху. Кроме того, мы верим в реинкарнацию и причинно-следственную связь. Конечной целью нашей духовной практики должно стать обретение счастья.
Это долгий путь. Все наше бытие пронизано страданием. Мы все вращаемся в Сансаре.
Нам необходимо накопить мудрость и сострадание, чтобы вновь переродиться братьями
и сестрами, детьми и родителями. Именно для этого мы наделены разумом, для этого
нам отпущено время.
В буддизме нет веры в бога творца. Творец - это сам человек, личность. Посмотрите на войны. Если бог нас любит, как он допускает такое? Страдания не созданы богом. Они созданы людьми. Отдельными индивидуумами, охваченными завистью, злобой, ненавистью... Человеческое счастье зависит от самих людей.
Нужно осознать взаимозависимость всех живых существ. Где бы мы ни жили - в Калмыкии,
в Европе или в Америке, - все мы живем на одной планете, и каждый несет личную
ответственность за происходящее в этом мире. Мы должны делиться своей любовью
с окружающими, если хотим, чтобы на земле стало больше добра. Надо глубоко задуматься
о Дхарме и изменить свой собственный образ жизни.
Я прожил в Калмыкии достаточно много лет и могу сказать, что наше понимание Дхармы постепенно улучшается. Но когда я сталкиваюсь с негативными эмоциями, часто спрашиваю себя, достаточно ли нашего понимания, чтобы компенсировать этот негатив. И прихожу к выводу: нет, недостаточно.
Иногда я прошу кого-нибудь из верующих рассказать о буддизме и слышу в ответ много красивых слов. Но влияют ли теоретические знания на их образ жизни? Думаю, не многие могут утвердительно ответить на этот вопрос. Между тем именно изменения в поведении личности, в отношении к окружающим называются "практикой Дхармы".
Ночью на небе много ярких звезд, а на рассвете видны лишь единицы. Точно так же много тех, кто умеет рассуждать о буддизме, и лишь единицы практикуют его в своей повседневности.
Я пытаюсь поделиться с вами своим каждодневным опытом не ради популярности или тщеславия, а потому что вижу нужду людей в руководстве, в объяснении Учения. Таким образом, я могу приносить людям пользу и тем самым накапливать количество заслуг для благоприятного перерождения. Это даст мне возможность продолжить изучение Дхармы в следующей жизни, и это является основной причиной моей деятельности.
Мы часто задаемся вопросами: "Почему этот человек богат? Почему он счастлив? Почему он, а не я?" Нам не приходит в голову, что в прошлой жизни он накопил достаточно заслуг. Мы сравниваем с этим человеком себя и сокрушаемся: "Почему я не такой богатый?"
А потом начинаем обвинять в своих проблемах всех вокруг. Мы обвиняем общество, правительство, Президента... Но если вдуматься, Путин - это один человек, а нас сотни миллионов. Как он может удовлетворить все наши желания? Ведь уровень запросов у нас самый разный. Почему мы никак не желаем взять ответственность на себя? Есть поговорка: все возвращается к пославшему. Мы все хотим быть любимыми. Но если мы сами не будем любить, мы никогда не получим любви от других. Посмотрите на Далай-ламу. Он называет себя простым монахом, а мы считаем его Авалокитешварой. Почему его любят и уважают во всем мире? Потому ли, что он богат, или потому что глава Тибета? Или потому что нам нравится простой монах? Почему он отправляется в небуддийские страны и неизменно завоевывает там любовь и уважение? Все дело в том, что Далай-лама делится великой любовью со всеми живыми существами. Именно поэтому он везде встречает такой прием. Это одно из проявлений закона кармы.
Возьмем обратный пример. Саддам Хусейн. В Ираке многие поклоняются ему. Но есть страны, где его просто ненавидят. Власть Хусейна свергли, потому что она изнутри была пропитана ненавистью. Думаю, изначально у иракского лидера не имелось намерений заставлять людей страдать. Когда он родился, в нем не было гнева. Гнев и зависть - приобретенные качества. Воры и убийцы - это не прирожденные злодеи. Недостаток милосердия в обществе - вот что заставляет некоторых людей идти кривой дорожкой. Это очень важно осознать.
Гармония в мире, стране, в родном городе зависит от каждого из нас. Мы должны подумать, как я могу внести свой личный вклад, принести пользу обществу, исходя из своих возможностей. Нам не дано избежать всех несчастий. Все мы, в конце концов, смертны. Но если мы будем размышлять о карме, развивать в себе мудрость и сострадание, накапливать заслуги, то сможем избавиться от негативных качеств, порождающих неведение.
Мы много тратим сил и средств на свою внешнюю красоту и совсем не задумываемся о внутренней. Мы слишком привязаны к материальным ценностям и озабочены своим "я". Когда вы молитесь в хуруле за себя, просто задумайтесь: "А что такое "я"? Тело? Ум? Мое имя?" "Я" - это обыкновенная совокупность характеристик. Так за кого вы молитесь?
Вспомните Будду Шакъямуни. Он был царевичем, имел все материальные блага. И все равно ему чего-то не хватало. Тогда он отправился на поиски абсолютного счастья и шаг за шагом достиг просветления. Нам он оставил свое Учение. И это настоящая Драгоценность.
Не надо ждать каких-то чудес от монахов. Не перекладывайте на них ответственность за свои поступки. Если вы считаете себя буддистами, вы должны верить не в Будду-чудотворца, а в Будду-Учителя. Руководствуйтесь Дхармой. Совершенствуйтесь.
Я не ученый. Я такой же человек, как вы. Я не экстрасенс. Я не могу никого вылечить. Но я верю в силу искренней молитвы. Я верю, что если от всего сердца желать блага всем живым существам, то в конечном итоге можно что-то изменить в этом мире.
Записал Бадма Бюрчиев
Калмыкия, Элиста
"Известия Калмыкии", 27.04.2005 г.
|