Формула успеха учителя: доверие, доброжелательность, диалог
Что значит быть настоящим Учителем? Каковы слагаемые успеха трудной, но востребованной во все времена профессии? На эти вопросы и попытались ответить во время республиканского конкурса "Педагог года Калмыкии-2005" лучшие представители наших образовательных учреждений. Мы уже писали о том, что участников состязаний было 68, и соревнования проходили по шести номинациям: "Воспитатель дошкольных образовательных учреждений", "Учитель года", "Педагог дополнительного образования", "Воспитатель интернатных учреждений", "Педагог начального профессионального образования" и "Самый классный классный".
Конкурс шел три дня, причем на разных площадках - в школах №№ 3, 18,21, детсаде № 24, профессиональном лицее № 7 и в Элистинской специальной школе-интернате. Выступления претендентов на победу в различных номинациях оценивали члены специальных жюри. В их состав вошли сотрудники министерств образования, по делам молодежи, туризму и спорту республики, республиканского института повышения квалификации работников образования, Калмгосуниверситета, преподаватели медицинского и педагогического колледжей, инновационных образовательных учреждений и средних школ.
Если б не было войны
Открытые классные часы и внеклассные мероприятия учителя посвятили темам войны и мира, участию наших соотечественников в Великой Отечественной войне. Запомнился урок Антониды Нимгировой, учителя русского языка и литературы Сарпинской средней школы Кетченеровского района. Она посвятила его песням Великой Отечественной. Вместе с притихшими ребятами мы вначале слушали "Темную ночь" в исполнении Марка Бернеса, а потом - с ними же - подпевали Антониде Сангаджиевне. "Как хорошо, когда учитель играет на гитаре, - отметила член жюри, заведующая подготовительным отделением КГУ Любовь Староверкина. - Ведь одно дело - заучивать стихи в классе, и совсем другое - напевать их под аккомпанемент гитары в походе, сидя у костра". Глядя на Нимгирову, я на какое-то мгновение даже представила блики огня на ее лице. Но то был румянец от легкого волнения, а глаза блестели воодушевлением. Класс дружно пел "В землянке", а потом - "Огонек".
- А ваши прадедушки воевали? - спросила Антонида Сангаджиевна, когда прозвучал
последний аккорд.
- Мой прадедушка ушел на фронт в шестнадцать лет. Вернулся домой, когда разгромили фашистов. После войны он прожил недолго - всего пятнадцать лет, - ответил кто-то из семиклассников.
- А как звали прадедушку?
- Василий Иванович Василенко.
Об участии своих прадедушек в войне вспомнили и другие подростки. Они знают их по рассказам бабушек и дедушек, родителей и по старым фотографиям в толстых семейных альбомах.
- Хорошо, что вы интересуетесь историей своих семей, - похвалила ребят учительница и с грустью призналась: - Мне не посчастливилось увидеть своего ааву. Оба моих деда ушли на фронт и не вернулись с войны. Бабушки пережили все тяготы военного лихолетья, оставшись молодыми вдовами, с детьми на руках. А одна из них, помню, часто со слезами вспоминала минуту расставания с мужем: "Прощаясь, он подал мне руку. А я - нет. И зачем я это сделала? Мне кажется, если б я протянула ему руку, он бы не погиб..." У бабушки были четыре сына и дочь. Сыновей она хоронила в Сибири в трескучие морозы, выжила только моя мама.
В память о тех, кто навсегда остался молодым, она спела песню, которую помнят наши мамы и почти не знают подростки, - "Если б не было войны".
Урок Нимгировой понравился многим членам жюри, но самое главное - запомнился ребятам, которые поблагодарили педагога за познавательный рассказ и песни. Уходя, школьники положили в свои рюкзаки листы бумаги с текстами. И хочется верить, что теперь песни военных лет юным поклонникам Глюкозы стали ближе и понятнее.
Вы - блестящий педагог!
Так можно охарактеризовать практически каждого участника конкурса. Все они прошли испытания в школьных, районных соревнованиях, сумев доказать, что они - лучшие. Но республиканский конкурс, конечно, намного сложнее, тут все имеет значение, в том числе и то, как работает группа поддержки и как слово твое отзовется в душах незнакомых ребят, протянется ли нить взаимопонимания между тобой и классом? Главным аргументом в пользу Антониды Нимгировой была песня, а несомненным плюсом Татьяны Серовой, учителя географии и классного руководителя девятого класса Кировской средней школы Сарпинского района, - ее глубокая исследовательская деятельность, обращение к истории родного края. Рассказав о подвиге своего земляка Эрдни Деликова, о том, как берегут память о нем в поселке, носящем его имя, и в станице Раздорской Ростовской области, где погиб герой, она спросила: "А сегодня есть место подвигу?" Есть, ответили девятиклассники. И каждый пояснил, почему. Рядом с нами живут люди, которым мы можем помочь, - пусть просто добрым словом, соучастием. Не отворачиваться от таких людей и самому быть Человеком ежедневно, ежечасно - вот путь, который и приводит к подвигу. Даже если он и будет негромким, незаметным для окружающих.
Сидя за последней партой во время конкурсных уроков, мы думали о том, как повезло ученикам школ №№ 3, 18 и 21. Хотя бы потому, что домашнее задание на этих занятиях у них не спрашивали. Зато им изрядно пришлось поволноваться: как не ударить в грязь лицом, поддержать имидж родной школы и не подвести конкурсантов? С этой непростой задачей мальчишки и девчонки справились на "отлично". К примеру, ученикам шестого "а" класса средней школы № 3 Байрте Тюрбеевой, Церену Данилову и Мингияну Немкееву на уроке "Путешествие в созвездие Победы" педагог Городовиковской средней школы № 4 Марина Плещенко даже вручила грамоты как "Лучшим знатокам военной истории родного края". Вместе с Мариной Николаевной школьники рисовали яркие букеты фейерверков: "Салют Героям Советского Союза! - Оке Городовикову, Эрдни Деликову, Федору Попову, Григорию Лазареву...", и вместе с ее соперницей - Надеждой Гадгаевой (учителем калмыцкого языка и литературы Яшкульской школы-интерната) "путешествовали" по Брестской крепости в июне сорок первого, восхищались мужеством освободителей Болгарии и Венгрии и видели поверженный рейхстаг.
Три "Д" Данары Джукановой
Конечно же, жюри было трудно определить, кто более всех достоин победы в своей номинации. Но еще сложнее - назвать имя абсолютного победителя, "Педагога года - 2005 Калмыкии". Ею, как мы уже сообщали, стала Данара Джуканова.
Выпускница Ергенинской средней школы, после десятого класса оставшаяся пионервожатой в стенах альма-матер, она затем заочно закончила Калмыцкий государственный университет и учила детей истории. Ее педагогический стаж - 16 лет, из них четырнадцать она проработала в родном поселке. Там же родились две ее дочери. "Живя в Ергенинском, я не понимала, как можно "забросить" своих детей, полностью погрузившись в работу. Теперь хорошо представляю. Два года наша семья живет в Элисте, и я на себе испытала, как нелегко совмещать воспитание детей и трудовую деятельность. Но на все надо находить время, вписываться в ритм жизни. Я ведь не только преподаю обществознание, но и являюсь классным руководителем шестого "б". Мои воспитанники из разных семей, есть дети министров, предпринимателей, но в классе все они равны. Отношения между нами строятся на основе трех "Д" - доверия, доброжелательности и диалога", - делится Джуканова.
Прошедший конкурс - не первый в ее жизни. В 2000 году она как победительница
района участвовала в республиканском "Учителе года". Выступила неплохо, но в суперфинал
не вошла. Стоило ли сильно переживать по этому поводу? Сегодня она бы сказала,
что нет. Но тогда так расстроилась, что неделю находилась в стрессовом состоянии.
И сказала себе, что никогда больше не примет участие ни в одном профессиональном
состязании. Но вот объявили конкурс "Самый классный классный", и она выступила,
руководствуясь тем, что это - всего лишь соревнование среди классных руководителей.
Когда же попала в шестерку лучших педагогов Калмыкии, решила не сдаваться, а защищать
честь своих коллег до победы. В этом ей здорово помогла группа поддержки во главе
с заместителем заведующего отделом образования мэрии Элисты Людмилой Миньковой.
До двух ночи вместе с конкурсанткой педагоги разрабатывали тему и писали сценарий
выступления, пытаясь найти простые и в то же время точные слова и фразы. И им
это удалось. Речь Джукановой о современной школе, которая поможет ребенку подготовиться
к взрослой жизни, оказалась убедительной. На вопросы жюри отвечала спокойно, несмотря
на то, что ночь прошла без сна. А вечером того же дня ей рукоплескал большой зал
заседаний правительства, где проходила церемония закрытия конкурса. Ее признали
"Педагогом года Калмыкии", лучшей из лучших. С заслуженной победой, Данара Николаевна.
Нелли Халгинова
Калмыкия, Элиста
"Известия Калмыкии", 04.05.2005 г.
Статьи по теме: Современный компьютер - победительнице
республиканского конкурса "Педагог года Калмыкии - 2005"
|