Элистинский лицей: там, где раскрываются таланты
В 1989 году в столице Калмыкии открылся лицей. Это было первое в республике образовательное учреждение нового типа, призванное готовить интеллектуальную элиту. Первое его десятилетие можно назвать годами становления. В 1999 году распоряжением Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова лицею присвоили статус республиканского учебно-воспитательного центра. А два года спустя его переименовали в Центр образования одаренных детей.
Сегодня здесь обучаются одаренные подростки со всей республики. А педагогический коллектив под руководством директора Веры Манджиевой создает возможности для того, чтобы каждый воспитанник мог развить свои способности.
Химия - предмет совсем не скучный
День в лицее начинается в восемь часов двадцать минут. Именно в это время и звенит звонок на первый урок. Лицеисты на занятия не опаздывают, поскольку учеба для них - не тяжкая повинность, а плодотворный исследовательский труд. Благодаря ему, а также той самой одаренности, которую надо развивать постоянно, и благоприятной среде, царящей в образовательном учреждении, таланты мальчиков и девочек раскрываются в полной мере и сверкают всеми гранями.
Учащиеся обучаются по различным профилям - гуманитарному, химико-биологическому, физико-математическому и историко-юридическому. Каждый из них еще в начале сентября составляет свой учебный план и выбирает, какие предметы будет изучать (с учетом, что есть обязательные). Таким образом формируются группы ребят, которые посещают специальные и элективные курсы, например, по психологии или правоведению. Многие из лицеистов объединяются в научные общества, возглавляемые преподавателями.
Одним из них руководит учитель химии Светлана Тюменова. Мы побывали на одном
из заседаний общества и познакомились с девятиклассницами Анной Ганжигаевой и
Данарой Дамдиновой. Недавно девочки завершили работу по теме "Изучение различных
штаммов хлебопекарных дрожжей вида Saccharomyces Cerevisae", определив, какие
из них наиболее эффективны. Купив в магазинах дрожжи импортного и отечественного
производства, провели исследования в лаборатории Калмгосуниверситета. Кстати,
полученные результаты имеют и прикладное, если хотите, значение и потому весьма
любопытны. Итак, из всех дрожжей самые самые... - "Фермепан". Но стоят они дорого,
не каждой хозяюшке по карману, поэтому девочки рекомендуют приобретать турецкие
"Пакмайя" (они на втором месте по эффективности). А любимые многими "Саф-момент"
оказались лишь на третьем месте.
Как мы уже писали выше, практически все лицеисты охотно занимаются исследовательской и даже научной деятельностью. Вот и Альма Менкнасунова оценила микробиологический состав воздуха в кабинетах своей альма-матер и пришла к выводу, что он в норме. Правда, для того, чтобы он не ухудшался в дальнейшем, девочка предложила чаще проветривать классные комнаты и проводить влажные уборки. С ее рекомендациями согласились.
Среди юных химиков в Центре образования одаренных детей одно из самых громких сегодня - имя Никиты Цветова, участника 14 межгосударственной конференции одаренных школьников "Интел - Авангард" и лауреата 20-й всероссийской конференции "Наука. Культура. Искусство". За свою работу "Исследование закрытых искусственных экосистем" (создал в течение года экосистему в обычной пятилитровой бутыли, вырастив там рачков и микроскопические водоросли) он получил специальный диплом и приз американской организации "Байолоджи".
Другой, не менее известный лицеист, увлеченный этой же наукой, - Николай Дарбаков. Он занял третье место на всероссийской олимпиаде по химии, успешно справившись с заданиями, которые по плечу студентам первого-второго курса столичного вуза.
Олимпийцы - гордость лицея
В этом году учащиеся лицея успешно приняли участие в предметных всероссийских олимпиадах. Воспитанники преподавателя истории и права Светланы Шевеновой Нина Маливанова (11 класс) и Азамат Гайсенов (9 класс) заняли первые места. Ольга Цохорова оказалась на шестом месте, Дорджи Омиков - на 15-м.
Всех призеров и участников всероссийских олимпиад тепло поздравила вице-премьер
Республики Калмыкия Лариса Васильева, побывавшая на днях в образовательном учреждении.
Она поблагодарила за работу педагогов Светлану Ивановну Тюменову и Светлану Ивановну
Шевенову, подготовивших ребят к выступлениям, директора лицея Веру Бадмаевну Манджиеву.
К слову сказать, лицеисты не первый раз прославляют республику на всероссийских состязаниях. В прошлом году в олимпиаде по праву третье место занял Савр Дякиев, его зачислили на юридический факультет МГУ в мае, до начала выпускных экзаменов. Нина Маливанова в прошлом году заняла на той же олимпиаде второе место и, получив аттестат о среднем образовании, могла быть зачислена в любой вуз России вне конкурса. Но она тогда своему успеху не радовалась: хотелось быть первой. Папа утешал: "Если б ты заняла сейчас первое место, что бы делала в одиннадцатом классе?". Упорная Нина все-таки достигла своей цели. Кроме того, ей вручили специальный диплом юридического факультета МГУ, где она скоро будет учиться.
Азамат Гайсенов учится в девятом классе. На состязаниях он сумел оторваться
от своих соперников на пятьдесят баллов, немало удивив членов жюри. А уж как поразились
тому московские школьники, и говорить не стоит. Об этом Шевенова рассказала во
время встречи ребят с министром образования Республики Калмыкия Бадмой Салаевым.
Беседуя с призерами и победителями всероссийских олимпиад, их наставниками Светланой Шевеновой, Светланой Тюменовой и директором лицея Верой Манджиевой, министр сообщил новость: скоро будет начато строительство второго корпуса Центра обучения одаренных детей. Проектно-сметную документацию уже готовят. При лицее в дальнейшем откроют интернат, в котором будут жить мальчики и девочки из районов. Кстати, по словам Веры Бадмаевны, дети из сел в лицей поступают ежегодно. Чаще всего - это ребята из Черноземельского, Юстинского, Ики-Бурульского, Целинного и Яшкульского районов. Азамат, к примеру, раньше учился в Хулхутинской школе Яшкульского района. Его там приметила Светлана Шевенова, каждый год возившая лицеистов в этот поселок на экскурсии (как известно, здесь расположен мемориальный комплекс). К тому же и местные учителя, встречаясь с преподавателем, всегда хвалили Азамата за успехи в освоении школьных предметов. Теперь семья Гайсеновых живет в городе: родители мальчика переехали из села в Элисту ради сына. Азамат уже выбрал профессию: мечтает стать адвокатом.
Как воспитать патриота
Так что же такое одаренность? Как отбирают в лицей одаренных подростков? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это определение - из рабочей концепции одаренности, принятой на всероссийской научно-практической конференции по проблемам детской одаренности в 1996 году.
При лицее работают подготовительные курсы, проводятся открытые олимпиады для учащихся республики, математические турниры и экзамены при поступлении. Дети, желающие продолжить образование в престижных вузах, мечтают об учебе в ЦООД. Но, к сожалению, учителя из средних школ нехотя отпускают их.
Легко ли работать с одаренными детьми? Трудно, отвечает Вера Бадмаевна. По ее мнению, одаренность - не только психолого-педагогическая задача, но и важна; социальная и государственная проблема. Одаренные дети - потенциал нации. Поэтому на педколлектив лицея возложена непростая задача воспитания одаренных подростков. Да, тут учатся девочки и мальчики, "погруженные" в учебу, целеустремленные и, наверное, немного тщеславные. Для того чтобы вырастить их гражданами с большой буквы, здесь и создана воспитательная система, основанная на лучших идеях и традициях народной педагогики. Вот почему частыми гостями в лицее бывают не только ученые, специалисты различных министерств и ведомств, но и исполнители народных песен, музыканты.
Нелли Халгинова
Калмыкия, Элиста
"Известия Калмыкии", 06.05.2005 г.
|