Калмыцкий шатер
2002 г.
Сборник интервью, очерков, публицистических материалов, подготовленных республиканскими журналистами
Кирсан Илюмжинов:
"Мы всего добились своим трудом,
и в наших силах добиться еще большего".
Ранним воскресным утром, когда многие еще только приходили в себя после празднования Дня Конституции республики и обменивались мнениями по поводу концерта приезжих рок-звезд и фейерверка, который в отличие от звезд произвел, прямо скажем, приятное впечатление, ваш корреспондент уже спешил на работу, поднятый "по тревоге" начальством. Была поставлена задача - взять интервью у Президента республики. Как оказалось, точно такую же задачу в этот раз поставили и перед представителями других республиканских средств массовой информации, которые все вместе около часа и задавали Кирсану Николаевичу в его рабочем кабинете самые разные вопросы. Вот послушайте:
- Наверное, юбилей как-то отличается от остальных дней рождения? Возможно, особым вниманием окружающих, друзей, родных и близких. Или, может быть, подарки были в этот раз особенные? Какой из них самый запоминающийся?
- Этот день рождения в некотором смысле рубежный, итоговый, а потому накладывает на меня еще больше ответственности. И главный результат прожитого заключается в том, что еще не все из задуманного реализовано и впереди еще очень и очень много работы. Вот в чем отличие нынешнего дня от остальных. А собственно дни рождения я уже с 1988 года не праздную. Некогда просто. Вот и день сорокалетия я провел с Полномочным представителем Президента РФ в ЮФО В.Г. Казанцевым, и вышел из рабочего кабинета только в половине четвертого ночи. Очень много скопилось материалов, разных неотложных дел. Да и в моем положении довольно тяжело отмечать дни рождения, потому что, в общем-то, нет даже такого зала, чтобы я смог пригласить всех на свой праздник.
Неделю назад было совещание в Ростове, где находились практически все губернаторы, наши соседи из Южного федерального округа, их заместители, и еще очень много людей из других регионов России. Поздравили все. Президент России В.В. Путин поздравил всех жителей республики с Днем принятия Степного Уложения, и меня с днем рождения. Губернаторы, надеюсь, не остались в обиде за то, что я их не пригласил на юбилей. Все и так знают уже, что я просто не праздную дни рождения, так уж сложилось. Стол накрываю, конечно, кто хочет, тот приходит и поздравляет, а никаких банкетов грандиозных нет.
Подарков было очень много. Самый громкий из них сделали мои друзья - внук Л.И. Брежнева и внук А.А. Громыко. Они прислали группу "Давай, Давай" с праздничным фейерверком. Но особо запомнился подарок от учащихся республиканской Школы юного журналиста - маленькая полосатая собачка боксер, которая очень похожа на тигра. А друзья из Сибири звонили и сказали, что поймали настоящего тигра, уссурийского. Хищника привезла мне пятого апреля Тюменская нефтяная компания. Слава богу, его потом отправили в зоопарк.
В Калмыкии началась реформа исполнительной власти. Какого результата можно от нее ожидать?
Жизнь на месте не стоит, и органы государственного управления должны соответствовать тем изменениям, которые происходят не только в экономической, но и в законодательной, правовой сферах. Хочу подчеркнуть: это реорганизация структуры управления, продиктованная объективной необходимостью, а не формальное сокращение управленческого аппарата в тех или иных ведомствах, или механическая ликвидация отдельных управленческих звеньев. К примеру, мы упразднили восемь министерств. Это много, но, с другой стороны, мы должны выполнять требования Федерального Правительства и ЮФО, соответствовать общефедеральной структуре исполнительной власти. Я хотел бы закрыть и некоторые другие министерства, но тогда будет несоответствие. Вы помните, мы когда-то создали министерство социальной политики, которое включало и министерство культуры, и образования, и здравоохранения. Но было очень трудно работать, сложно было обеспечить финансовое взаимодействие между республиканскими и федеральными министерствами. Вообще говоря, что касается структуры управления, то я сторонник американского варианта, когда создаются целевые министерства под решение конкретной задачи. Но здесь нужно учитывать реалии федерального центра.
Если подвести итог девяти президентских лет - что из запланированного Вами уже выполнено, а что нет, и почему?
- В 1993 году вышла в свет моя книга "Калмыкия перед выбором" и там по пунктам были подробно расписаны задачи, которые нам предстояло решить.
Первое. В политической области - реформирование органов государственной власти в республике, ликвидация Советов как отжившего элемента, создание органов исполнительной власти на местах. Все поставленные задачи выполнены. Через две недели после избрания меня Президентом Калмыкии в республике советы были упразднены. Мы создали Народный Хурал из 27 депутатов, а в районах - представительства Президента Республики Калмыкия.
Сейчас эти принципы организации властной вертикали действуют во всей России, но когда мы начинали это делать, еще не было соответствующей законодательной базы и приходилось преодолевать некоторые препятствия на пути к поставленной цели. И мы их успешно преодолели. Затем, в октябре 1993 года, когда, вы помните, возникло противостояние ветвей власти на федеральном уровне, мы выступили за мирное урегулирование конфликта. Без танков и стрельбы, без больших потерь реформ политической системы прошла нормально.
Второе. Преобразования в экономической области. В январе 1993 года я заявлял о том, что республика не будет дотационным регионом. Тогда 98,9 % бюджета Республики Калмыкия составляли дотации из федерального центра. Полностью все пенсии, детские пособия и так далее. Уже в 1997 году республика стала сама на 100% формировать свой бюджет. В прошлом году бюджет Республики Калмыкия составил 2 миллиарда рублей, а в бюджет Российской Федерации, по данным Министерства по налогам и сборам, Калмыкия перечислила 10,5 миллиарда рублей. У нас нет задолженности по пенсиям, по заработной плате бюджетникам. По детским пособиям пока есть задолженность за 1998, 1999 годы, а за прошлый год рассчитались полностью. Только вы примите во внимание, что детские пособия - это проблема федерального, а не республиканского уровня, мы такой закон у себя не принимали, но люди спрашивают с нас. Были еще задолженности по выплате компенсаций за имущество, утраченное в годы репрессий. И опять же: федеральный закон о реабилитации репрессированных был принят еще в 1990 году, а ни одного рубля не выделялось. Но в апреле прошлого года мы выплатили полностью все компенсации репрессированным, власти в Калмыкии свое обещание выполнили.
Третье. Сегодня в полном объеме выполняем все свои обязательства перед федеральным центром. В 1993 году республика практически не собирала налоги и не перечисляла их в федеральный бюджет. Тогда мы собирали налогов всего 7 миллионов рублей, а сейчас - 10,5 миллиарда. Есть разница? Есть, и довольно ощутимая. Сегодня вместе с другими, наиболее развитыми регионами-донорами Калмыкия пополняет федеральную казну. В 1993 году сумма налогов, собираемых в республике, в общем объеме собранных в стране налогов, составляла где-то 0,05%, а в прошлом году - уже около 1 %.
Также мы говорили, что сделаем свою переработку. Сейчас у нас работает шерстомойная фабрика, налоги платятся здесь. Работает кожевенный завод, во всех районах создаются малые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
Четвертое. Коснусь преобразований в культурной области. Здесь мы достигли просто громаднейших успехов. Удалось не только сохранить такие наши знаменитые ансамбли, как "Ойраты", "Тюльпан", но и создать этим ныне всемирно известным коллективам все условия для дальнейшего творческого роста. А если вспомнить, в 1993 году они находились просто в плачевном состоянии. Не было костюмов, никуда не выезжали, а теперь все наоборот. В республике открылись новые театры Работают национальные школы, гимназии. Всего не перечислишь для этого потребуется много времени, скажу лишь одно: кто не видит положительных перемен в этой сфере, тот не способен видеть хорошее вообще.
Пятое. Мы ставили задачу: Калмыкия должна из маленькой, отсталой республики превратиться в один из развитых и цивилизованных регионов, и не только в России. С чего мы начали и к чему пришли? В 1993 году никто вообще не знал и не слышал о Калмыкии. Что произошло за 9 последних лет, что изменилось в этом плане? Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы о нас не знали. О том свидетельствует тот факт, что над зданием Дома Правительства в Элисте реет флаг ФИДЕ - международной организации, объединяющей 162 страны мира. В 1998 году мы провели Всемирную шахматную олимпиаду, приняли в республике несколько тысяч спортсменов из 129 стран. И нельзя не отметить тот факт, что тогдашний Президент МОК Хуан Антонио Самаранч разрешил водрузить флаг Республики Калмыкия на площади Олимпийской славы в Лозанне. Там 203 государства имеют свои флаги, и среди них - Республика Калмыкия. Или возьмите футбол, который нам нужен, прежде всего, для поддержания имиджа Калмыкии. Всего в премьер-лиге 16 команд, из которых 7 - московских. А среди оставшихся девяти лучших команд страны - наш "Уралан". Правда, было в мой адрес много критики по этому поводу, но это хороший пример для наших мальчишек, плюс дополнительные рабочие места, и опять же, клуб "Уралан" является одним из самых крупных налогоплательщиков. Так что, в плане имиджа республика достигла очень многого.
К сожалению, у нас еще далеко не все понимают, что это категория экономическая. Нашей стране предстоит много работать над созданием позитивного имиджа в мире. Я часто бываю за рубежом, и должен вам сказать, там мало знают о России. Некоторые даже не уверены, что наша страна принимала участие в борьбе с фашизмом. Представляете? Знают только то, что водку у нас пьют и медведи ходят чуть ли не по Красной площади. Я еще Б. Н. Ельцину говорил, что нужно вкладывать деньги в рекламу страны, нужно заботиться о том, чтобы о тебе узнали больше хорошего. Затраты эти окупятся инвестициями, успехами на международной арене. И что в итоге? Прошедшие зимние Олимпийские игры показали, как низко ценят Россию. Виноваты в этом не столько спортсмены, сколько политики.
- Надо признать, что сегодня наш народ стал совершенно другим. Люди почувствовали, что нет ничего недоступного, и как-то преобразились, буквально, воспряли духом...
- Да, согласен. Достигнутые нами успехи во всех областях жизни сделали наших людей более раскрепощенными. Они стали понимать, что они - граждане России, члены мирового сообщества с такими же правами, как и все остальные. Может быть, в промышленности, в экономике у нас не совсем все хорошо, но все-таки намного лучше, чем в том уже далеком 1993 году.
Вы вспомните: в 1993 году не было в республике ни одного православного храма, ни одного хурула. А теперь все это есть, и построены они не на бюджетные деньги. Когда приехал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в село Приютное, то люди сначала даже не поверили, что он там действительно был, хотя видели его своими глазами. Потом ко мне приходит делегация селян, говорят: Кирсан Николаевич, пригласите, пожалуйста, Патриарха, а то мы думаем, что это был просто сон, а теперь мы с ним уже встретимся по-настоящему. Или взять монумент Эрнста Неизвестного "Исход и Возвращение". Ни один из репрессированных народов СССР не имеет такого памятника. А мы пригласили самого известного в мире скульптора, этот монумент отливался в Нью-Йорке, в мастерской Эрнста Неизвестного...
Сейчас мы пока, может быть, еще не в полной мере способны осознать, что нами сделано за историческое мгновение - всего каких-то девять лет жизни. Но я точно знаю, что девять лет назад мы даже не представляли, что все это возможно, что всё это будет. Из 13 районов газифицировано на сегодня 10, в прежние годы Калмыкия занимала последнее место по дорогам с твердым покрытием, а теперь - на первом. Мало сделано? Да, согласен, хочется всегда большего. Но тут никаких проблем: если будем вместе работать, и работать хорошо - будем жить еще лучше. Другого не дано.
- Кирсан Николаевич, недавно в "Независимой газете" был опубликован интересный материал об уровне социальной напряженности в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Уж как там делали подсчеты независимые эксперты мы не знаем, но Калмыкия по уровню социальной напряженности стоит на самом последнем месте. Может быть, Вы поделитесь с Вашими коллегами, руководителями других регионов секретом умиротворения? Ведь у кого-то там уровень напряженности зашкаливает за 37 единиц, а в Калмыкии - ноль целых, ноль десятых! Как Вам это удается?
- Я был приятно удивлен, когда мне позвонили из "Независимой газеты", а вы знаете, что они там нас не очень-то любят, и поздравили республику с такими результатами. Я сам очень обрадовался, когда узнал, что уровень социальной напряженности в Калмыкии ноль. И я сказал: вот тут мы согласны и дальше оставаться аутсайдерами. Кстати, они меня тоже попросили раскрыть секрет, спрашивали, как, за счет чего удается держать ситуацию на этом уровне. На самом деле никакого секрета нет: мудрость народа - вот что лежит в основании согласия и спокойствия в Калмыкии. За эти девять лет было очень тяжело, но мы все смогли пережить. А еще так говорят: гениальность - это 99 % труда и 1 % удачи. Вот и у нас в республике: во всех наших достижениях 99 % - это труд совместный над решением стоящих перед нами проблем, а 1% - удача, а может быть, Будда, Христос и Магомет смотрят на нас сверху, видят, что мы стараемся, трудимся, вот поэтому к нам они и благосклонны.
- Ни один из репрессированных народов России ни разу не ездил по местам ссылки в Сибирь. И только калмыки под эгидой Президента отправляются Поездом памяти по местам изгнания. Зачем?
- Да, пока никто ничего подобного этого не предпринимал, а мы уже третий поезд посылаем в Сибирь, в те места, где многие калмыки родились, где прошла юность их отцов и матерей, где они повстречались со своей первою любовью... Зачем мы это делаем? А разве мы можем этого не делать? Это ведь наша общая история.
- Кирсан Николаевич, а изменились ли Вы сами за девять лет работы на посту Президента республики?
- Я, наверное, не изменился, нет, а вот аура в республике в целом изменилась заметно. Изменилась ситуация, изменились люди. Я вчера, например, посещал одно из элистинских общежитий. Там - масса проблем: протекает крыша, нет воды, нет асфальтовой дорожки, не закрыта задолженность по детским пособиям, чей-то ребенок не поступил в институт, кто-то хочет компьютер, а денег нет, и так далее, и тому подобное. Стоял и слушал, и знаете, что испытал при этом? Гордость за республику, за наш народ. Люди говорят о своих трудностях Президенту, главе республики, прямо, смело, открыто, они никого не боятся, потому что требуют положенного. И они, знаю, добьются своего, уверяю вас. У нас ведь раньше не было ни фабрик, ни заводов, многого не было, но мы всего добились сами. А уж с крышей в общежитии, конечно, решим вопрос, даже можете и не сомневаться.
- Исполнительную власть в Совете Федерации доверено представлять господину Исхакову. Чем продиктован этот выбор?
- Сейчас благодаря ему в республике строится фармацевтическая фабрика. Он очень тепло относится к Калмыкии, много делает для нашего народа. Он раньше был помощником Президента Татарстана, выводил несколько крупных российских структур на международный рынок. Его собственная авиационная компания закрепилась в Лондоне, а еще он построил завод в Саудовской Аравии. Довольно крупные суммы денег господин Исхаков вложил в строительство наших дорог, в газификацию районов и многое другое. Можно было бы, конечно, кого-то из республики на этот пост назначить, но для дела это было бы хуже, поверьте.
- Каковы перспективы привлечения инвестиций в бюджет республики на ближайшее время?
- Если взять 1995-1996 годы, то доля доходов, полученных нами за счет зоны льготного налогообложения, составляла примерно 90 % бюджета Калмыкии. Сейчас от зарегистрированных у нас фирм мы получаем 30%, а 70% - собственные источники.
- Правительство России в одностороннем порядке аннулировало соглашение между КТК и регионами. Будут ли регионы предпринимать какие-то ответные меры?
- Я считаю это вопиющей несправедливостью. Действительно, в ноябре прошлого года Правительство России в одностороннем порядке аннулировало то соглашение с КТК, которое подписывали Астраханская область, Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края. Три года назад в кабинете у Черномырдина мы подписали это соглашение, по которому прибыль делится пополам: 50% - федеральному центру, 50% - регионам.
А сейчас все договоренности аннулировали и сказали, что денег мы получать не будем. А если и будем, то не ранее, чем в 2006 году. Мы обратились к Президенту России, в Государственную Думу и Совет Федерации. Будем законным путем бороться за восстановление справедливости. Других вариантов я не вижу.
Заказчик: Уполномоченный представитель зарегистрированного кандидата на должность Президента Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова
Боваев Валерий Эрдниевич.
Оплачено из избирательного фонда К.Н. Илюмжинова.
Тираж 2000 экз. 17.09.2002 |