Как повысить качество обучения в сельской школе
В Яшкульском районе на базе местной многопрофильной гимназии прошел День Министерства образования и науки Республики Калмыкия. Он собрал ученых Калмыцкого государственного университета, РИПКРО и сельских педагогов.
Евгения Самтанова с учениками. Яшкуль
Во время пленарного заседания с докладом о тенденциях развития системы образования Республики Калмыкия выступил министр образования и науки Калмыкии Бадма Салаев. Он подробно рассказал о задачах, что стоят нынче перед современной российской школой: повышение качества обучения, создание ресурсных центров для дальнейшей "профилизации" образования, постепенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Что касается первой позиции, то тут яшкуляне выглядят неплохо. Об этом наглядно свидетельствуют результаты единых госэкзаменов, которые сдаются выпускниками с каждым годом все лучше. Кстати, это же отметили и председатели предметных комиссий. Другое дело - организация профильных классов в небольших сельских школах. Как их создавать, если параллелей здесь нет, а в старших классах сидят всего по восемь - двенадцать подростков?
Над этим сейчас ломают головы не только в Яшкуле, но и в районных центрах многих регионов России, где численность детей и подростков от 7 до 18 лет в последние годы резко снизилась. Но все же, по словам учителя Ольги Манджиевой из поселка Утта, "углубить" предметное обучение удается за счет введения элективных курсов и факультативов. Много значит и самоподготовка учеников, юные сельчане находят нужную информацию с помощью пришедшего в школу в рамках нацпроекта (да еще бесплатного!) Интернета.
Сельские педагоги признаются, что большую помощь их воспитанникам оказывают учебно-тренировочные сборы по предметам в каникулярное время, которые регулярно организуются Министерством образования и науки Республики Калмыкия на базе столичных инновационных учреждений. К примеру, в настоящее время занятия под руководством преподавателей КГУ и учителей-практиков посещают около 500 сельских школьников.
Улучшение качества обучения учащихся невозможно без повышения квалификации преподавателей. Ректор РИПКРО Лилия Мунчинова заметила, что яшкуляне входят в число самых частых слушателей курсов, проводимых учеными института. Новые идеи черпают сельские учителя и во время педагогических марафонов с участием победителей всероссийских профессиональных конкурсов и известных российских ученых. Но и в самом Яшкульском районе, как и везде, есть профессионалы с большой буквы, на которых равняется молодежь.
К примеру, в Яшкульской гимназии много лет трудится учитель биологии и экологии Евгения Самтанова, в этом году удостоенная премии Президента России Владимира Путина. Гости из Москвы и Питера, бывая в Яшкуле, каждый раз восторженно ахают, заходя в лаборантскую при ее кабинете. Небольшая комната уставлена всевозможными экспонатами, но особо впечатляет техника - компьютер, сканер, принтер, видеокамера, заработанные благодаря участию в международном проекте при содействии фонда "Дарвинская инициатива". Воспитанники Евгении Александровны ежегодно успешно участвуют в предметных олимпиадах, различных экологических конкурсах, занимаются серьезной исследовательской работой. Вот и в эти дни к соревнованиям молодых исследователей "Шаг в будущее. Юг России", которые в этом году проводятся в Ставрополе,готовятся ученицы Самтановой Евдокия Санчирова, Екатерина Ходыкова и Дина Бадмхалгаева. По словам начальника Управления образования Яшкульского района Татьяны Васлиевой, руководство района немало делает для поощрения лучших учителей и укрепления педагогических кадров на селе. В рамках реализации нацпроекта "Образование" из районного бюджета в этом году было выделено 63 тысячи рублей на премии лучшим учителям и воспитателям. Молодых специалистов (за последние два года сюда приехали работать 13 выпускников вузов) активно поддерживают базовые хозяйства, помогают продуктами питания и твердым топливом. Об этом во время личного приема министра в рамках Дня Министерства образования и науки Республики Калмыкия говорили Салаеву вчерашние студенты КГУ. Условиями жизни и труда в селах они, как выяснилось, в общем-то довольны. Даже малочисленность учеников, по их мнению, имеет плюсы. У ребят практически нет возможности отлынивать от учебы, поскольку во время уроков опрашивают всех.
Директора же общеобразовательных учреждений отмечают, что в последние годы значительно обновилась материально-техническая база школ. Приобретены учебно-наглядные пособия для начальных классов, кабинетов русского языка и литературы, географии, истории, установлено современное оборудование в кабинетах технологии, постепенно решается "транспортный" вопрос. В свою очередь ресурсное обеспечение школ существенно влияет на повышение качества образования подрастающего поколения.
Пообщавшись со специалистами Министерства образования и науки Республики Калмыкия, приняв участие в предметных секциях, сельские учителя пришли к выводу, что такие мероприятия педагогам необходимы как воздух. "Мы приняли участие в обсуждении результатов ЕГЭ, а также мониторинга по предметам, проведенного Министерством образования и науки Республики Калмыкия, разборе заданий республиканских олимпиад. Было проанализировано состояние предметного образования в районе, найдены пути его совершенствования. Мы еще более утвердились во мнении, что самая главная задача сельского учителя - сделать все возможное для того, чтобы наши ученики были сильны, конкурентоспособны. Ведь они и есть будущее нашей страны", - поделилась директор Молодежненской средней школы Людмила Боктаева.
У Людмилы Очировны 54 воспитанника, все они - представители разных национальностей. Поэтому главным направлением в школе является воспитание толерантности, терпимости. Ежегодно на исходе осени здесь отмечают праздник Дружбы "В семье единой", и дети потчуют гостей национальными блюдами, дарят им народные песни и танцы. "Рады, что наши цели совпадают с идеями, провозглашенными Владимиром Путиным, - воспитание в подрастающем поколении патриотизма и укрепление единства народов, живущих в России", - сказала Людмила Боктаева на встрече министра образования и науки Республики Калмыкия с руководителями образовательных учреждений.
Несколько лет назад демографическая ситуация в Молодежном была критической: например, в прошлом году в первый класс пришли всего два ученика. Но в этом году за парты сели уже 8 первоклашек, а через год, по подсчетам администрации, их будет 12. Вклад в улучшение демографической ситуации и в дальнейшем - увеличение числа школьников - вносят и некоторые педагоги, они сейчас уходят в декретные отпуска. Но страдают ли от этого их ученики? Нет. Учителей хватает. К тому же возвращаются те, кто много лет назад покинул родные места. Недавно из Самары в Молодежный вернулась опытная учительница английского языка. Ей предоставили жилье, а базовое хозяйство поощрило подъемными. Прижились на селе и молодые специалисты - учитель химии и биологии Анна Бородинова и учитель начальных классов Юлия Санджиева. В связи с тем, что школу наконец-то укомплектовали кадрами, отток учеников прекратился.
Подобные процессы происходят и в других поселках. Так что ни в одной школе Яшкульского района вакансий на сегодняшний день нет.
Нелли Халгинова
Калмыкия
"Известия Калмыкии", № 211 (4187), 08.11.2007 г. |