Калмыки в казахских легендах. И - в истории
Расшифровываю пленку. В комнате бормочет телевизор, но я не вслушиваюсь: не до него,
вон какие легенды про калмыков и казахов рассказывает мне Джамбул Артыкбаев, 42-летний
историк из Казахстана. Шелестит диктофонная пленка - Аблай, калмычка. Но что я
слушаю? Это же голос Сенкевича! Вот такое совпадение: Джамбул беседует со мной,
а Сенкевич рассказывает зрителям ОРТ красивую легенду о казахском хане Аблае,
который приказал полонянке - красивой калмычке самой выбрать мужа, дабы прекратить
раздоры среди своих подданных. Поднялась калмычка на вершину горы, прикрепила
белый платок, чтобы самый достойный батыр пронзил его. Никому не удалось выполнить
это условие. И бросилась калмычка в реку, не желая подчиниться выбору хана Аблая,
и вырос на том месте каменный остров "Загадка", и назвали ту гору злополучную
- "Не достать стрелой..."
Сенкевич в Казахстане, не в Калмыкии, но подтвердят те, кто видел передачу:
судя по ней, вся мифология казахов пронизана присутствием калмыков. То и
дело звучат предания о Джунгарии, Шамбале. Об этом и наша беседа с доктором исторических
наук, деканом истфака Карагандинского университета, профессором Артыкбаевым.
"Новая история" и "борьба улусов" по-казахски
- Мы долго готовились к поездке в Калмыкию. Тема, которая была заявлена мной
на научных чтениях, посвященных Номто Очирову,- это казахско-калмыцкие отношения
по казахским преданиям. Дело в том, что отношения между нашими народами, складывавшиеся
в средневековье, до недавнего времени изучали по письменным источникам других
народов, российским, китайским. Наши национальные материалы, которыми я, как мне
кажется, владею в достаточной степени, - это совершенно новый блок.
Для введения их в научный оборот необходима определенная методологическая работа
- систематизация, типологическая разработка и т. д. У казахов очень много исторических
преданий, легенд, песен, различных мифов, в которых речь идет о калмыках.
- Разве они могут быть достоверными источниками?
- Я уверен, что да, могут, но, конечно, после обработки, сверок. Этап сбора
этих материалов у меня позади.
Во главу угла историки ставят письменные источники. Но многие из них - это
запись устных сведений. Так было у Рашид-ад-дина, Абул газы Бахадур-хана. Последний
- автор "Шаджарат-турк" (генеалогии турок). Шаджарат - это "чеедж" по-калмыцки,
то есть сердце, память. Мы близки даже в этом. Ведь есть народы, которые
больше полагаются на "рацио", и народы, которые "учитывают" фактор сердца. Это
очень условное деление, но как мне кажется, мы относимся ко второй группе.
- На письменные материалы каких авторов вы опираетесь в своих работах?
- Рашид-ад-дина, Абул газы Бахадур-хана, казахских авторов 19 века - Машура
Юсупа Копеева, Шакарима Худойберды улы, Курбан гали Халида и др. Они получали
образование в Бухаре, других мусульманских центрах. Были знакомы одинаково хорошо
с восточными и с западными источниками. В советское время они были забыты, как
Номто Очиров в Калмыкии.
- По какому пути пошла в 90-ые годы ушедшего века казахская историческая наука?
Насколько сильным было желание " переписать" свою историю после обретения Казахстаном
независимости? Сумели ли вы совладать с т. н. "чувством национальной гордости",
этим коварным рифом для любой молодой независимой страны? Проще говоря, справились
ли вы с неизбежными перекосами, когда речь шла о переосмыслении прошлого
своего народа?
- В 2001 году мы отмечали 10-летие независимости Казахского государства. Это
- 10 лет борьбы за новую историю казахов. Изменились методологические основы
исторических исследований. Как и все гуманитарии, мы оказались в очень сложной
ситуации. Известно выражение, что всякая методология - это фиговый листок идеологии.
В принципе я разделяю это убеждение. Мы строим национальное унитарное государство,
Казахское, заметьте, государство. И этим все сказано.
Но мы, кажется, на верном пути. Хотя трудности испытываем большие. Вы правильно
заметили: большинство наших историков защищались в союзных научных центрах по
истории КПСС и истории СССР советского периода. Специалистов по гражданской истории
- раз-два обчелся. Вы, наверное, знаете, что в странах Прибалтики в 90-ые годы
вообще аннулировали научные степени, связанные с историей КПСС и СССР. Мы же
мягче подошли к этому, как, наверное, и в России. Молодому поколению казахских
историков приходилось поэтапно бороться за формирование основных принципов изучения
гражданской истории казахского народа. А что в нашей истории? Кочевой период необходимо
было вписывать в контекст мировой истории. В моих учебниках эта идея проходит.
Она отражена и в академическом пятитомнике по истории Казахстана. Простейший
пример: до 90-ых годов 20 века в казахских учебниках история средневековья начиналась
с тюрков, теперь - с гуннов. Другой пример: наша новая история "по-советски" начиналась
с 18 века, с присоединения Казахстана к России, и это было нормой в советское
время. Сейчас новая история казахов начинается в 15 веке, и отправная точка -
образование Казахского ханства. Во всемирной истории 15 век - Великие географические
открытия, зачатки капитализма в Европе и т. д., а в Центральной Азии - образование
Казахского ханства.
Вы спрашиваете о перекосах. Без них, конечно, не обошлось, были и комические
моменты. Иногда они были связаны с тем, что живы и сегодня трайбалистские традиции.
Я имею в виду наши жусы. И у вас улусы, так?
- Нас, Джамбул, гораздо меньше по численности, чем казахов, и поэтому "борьба
улусов" исторического значения, слава Богу, не приобретает...
- Да, представьте, что бывает, когда соперничают историки, выходцы из разных
жусов. Всего 10 лет назад освободились от колониальной зависимости - слишком мало
прошло времени. Было головокружение. Но в целом мы трезво относимся к своей истории,
а также к современным событиям. Мы до перестройки были аграрной нацией, и существовали
лимитные ограничения для казахов, чтобы было кому заниматься скотоводством. Большинство
казахов жило в сельской местности, и поэтому была сильна тяга к урбанизации. Жизнь
в городах дает возможность выучить своих детей. Это присутствует в современном
Казахстане.
- Вы успели поработать в наших архивах?
- Нет, но побывал в научной библиотеке КИГИ РАН. Меня интересуют материалы
по 17-18 векам. Дайчин, Хо-Урлюк, Аюка-хан, Убаши и т.д.
Майя Ланцынова
"Комсомолец Калмыкии" № 10 (33) 13 марта 2002 г.
... 2 часть 3 часть
|