ДАЕШЬ РОК-КЛУБ В ЭЛИСТЕ!
Что такое шоу-бизнес, сегодня знают все. Удачливые и предприимчивые зарабатывают,
развлекая других людей. Они красивы, популярны, купаются в лучах славы и деньгах,
одним словом, звезды на нашем сером и будничном небосклоне. Кто из молодых людей
не желает быть на их месте? Пожалуй, нет таких.
Тогда возникает резонный вопрос: а нам, что, слабо? Неужели в нашей республике
нет достойных молодых исполнителей и музыкантов? Ответ однозначен: есть.
Только в Элисте я, некоторым образом имеющий представление о наших рок-музыкантах,
насчитал более пятнадцати самодеятельных коллективов, то есть музыкальных групп,
которые репетируют в различных местах и различных условиях, далеких от идеальных.
У некоторых групп нет хороших гитар, у других - нормальных барабанов (ударных),
у третьих - аппаратуры и т. д. Но их всех объединяет стремление к творчеству.
Конечно, не каждый имеет музыкальное образование. А, может, это плюс? Обучая музыке,
можно загнать человека в определенные рамки, из которых трудно выбраться. С другой
стороны, образование дает технику владения инструментом, но речь не об этом. Ярким
примером "необразованности" является кумир молодежи Виктор Цой и многие другие.
Главное, мне кажется, было бы, что сказать, то есть спеть.
Как же можно пробиться "в свет" из нашей республики, находящейся на периферии
необъятной родины? А как же "Мумий Тролль" из Владивостока? Расстояние до Москвы
намного больше. Наверное, у нас назрела проблема создания рок-клуба, чтобы объединить
не только "рокеров", но и исполнителей поп-музыки, фольклора и т. д. Клуб мог
бы отбирать лучших и направлять их на различные смотры, фестивали. Может быть,
так зародится новая звезда и повторит путь "Наутилуса Помпилиуса", "Агаты Кристи",
"Чайфа", Чичериной или, наконец, Земфиры.
Конечно, на первом плане должна быть национальная культура, с этим никто не
спорит, но не надо забывать и о современном искусстве. Стремление молодых людей
к творчеству необходимо поддерживать, тем самым ограждая их от наркотиков, алкоголя
и других "бичей" нашего общества. Проблема занятости молодежи существует и ныне.
В этом плане сейчас выделяется клуб "Over Drive", где музыкантам не только позволяют
выступать, но и платят за это деньги. Тенденция положительная, но недостаточная.
Требуется более серьезная поддержка, чтобы ребята могли играть на хороших инструментах,
пользоваться хорошей аппаратурой и имели возможность выступать и записываться.
Ведь, как ни крути, лучше видеть не очень хороших (плохих) музыкантов, чем "хороших"
(в смысле - пьяных) молодых людей.
Как раз за поддержкой я обратился к министру по делам молодежи, туризму и спорту
РК Шевельдану Джимбееву. Вот что он мне сказал:
- На данном этапе у нас нет средств для приобретения. Кроме того, мы не знаем
куда, на какой счет делать перечисления, если и будет такая возможность. Сами
мы не можем заниматься этим делом, так как у нас ограниченные возможности и в
средствах и в штабе. Что касается вышеназванных известных музыкантов, то они сами
сделали себе имена: подрабатывали в "кочегарках" как, например, В. Цой, а вы (т.
е. наши музыканты) хотите быть на нашем "иждивении", на всем готовом. Надо зарабатывать
себе известность. Взяли бы да выступали на "Арбате" со своей аппаратурой и инструментами.
У нас таких как вы...
Я попытался было высказать свое мнение по поводу зарабатывания известности
таким способом, но Шевельдан Наранович направил меня к своему заместителю. Я вышел
из кабинета, мысленно продолжая спорить.
Хотелось напомнить менее сведущим людям биографии вышеназванных музыкантов.
Все они, в том числе и Виктор Цой, вышли из рок-клубов своих городов. Питерский
рок-клуб известен на всю страну, свердловский (ныне екатеринбургский) известен
благодаря группам "Чайф", "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и, в последнее
время, Чичериной. Список впечатляет, не правда ли? География довольно широкая,
и нет смысла ее продолжать. Что касается Виктора. Цоя, то о нем я знаю практически
все, и не могу не сказать пару слов. О его таланте люди узнали через записи, в
том числе и Борис Гребенщиков. С его помощью группа "Кино" обрела известность:
сначала в Питере, а потом пошло-поехало.
Но я немного отвлекся. С заместителем министра Алексеем Пахаленко я беседовал
намного дольше.
- Вы поймите, к этому делу надо подойти серьезнее: в первую очередь, надо зарегистрироваться
как молодежное движение или организация, - это юридическая сторона дела. Далее
финансовая - иметь собственные банковские реквизиты, иметь свой офис или кабинет.
Только тогда с вами можно будет иметь дело, но и так нет гарантии, что вы получите
какие-то деньги. Одной нашей поддержки недостаточно, - надо искать спонсоров,
но вряд ли такие найдутся. Даже если мы купим аппаратуру, с ней может случиться,
что угодно: могут украсть (в смысле - из нашего воображаемого помещения), или
она выйдет из строя и т. п.
На мое встречное предложение о размещении рок-клуба в любом культурном центре
нашего города, Алексей Алексеевич только развел руками, мол, не имеем власти и
полномочий, обращайтесь в отдел молодежи мэрии Элисты.
После всех разговоров меня не покидало ощущение, что слово "рок" немного смущало
моих собеседников. Но рок-музыка давно стала популярной и прочно ассоциируется
со словом поп-музыка. Дело не в названии. Пусть это проект, идея будет называться
хоть "Музыкальным центром", сути это не меняет. Суть в том, чтобы собрать всех
пишущих, поющих, играющих в разных стилях молодых людей. Ведь никто не будет спорить,
что музыкальная культура существует в нашем городе и в республике, как и танцевальная
(не только народная, но и современная), но почему-то "Парадиз" есть, а рок-клуба
нет. В музыкальной культуре есть только А. Манджиев и больше никого.
Я понимаю, министерство делает все от них зависящее, но единовременные акции
с привлечением самодеятельных коллективов не прибавят группам ни популярности,
ни желания продолжать свою "карьеру". Выступая один раз в год, никому не запомнишься,
а если запомнишься, то ненадолго. Никакого прогресса - это я по себе знаю.
Итак, моя прогулка по коридорам "власти" продолжилась в кабинете и. о. заведующего
отделом по делам молодежи Дмитрия Довгополова.
- Вообще-то мы ни на какие культурные центры влияния не имеем. Все носит личностный
характер. Не так давно мы помогли музыкальной группе с помещением, и вот они пришли
к взаимовыгодному соглашению с "Центром культуры, досуга и искусства" (бывший
к/т "Октябрь"). То же самое можно сказать о группе с МЦП "Парк Дружба". Пока в
наших силах оказывать организационную и техническую поддержку. Конечно проблема
создания рок-клуба назрела и ее надо решать, но для этого нужно время, терпение
и материальные возможности. (Музыкантам надо добиваться своего, как, например,
КВНщики, репетирующие в ДДТ.) Но все-таки отмечу, что продвижение в этом плане
есть. Клуб "Over Drive" сейчас можно назвать неофициальным рок-клубом. Там выступают
неплохо зарекомендовавшие себя рок-группы, а вот начинающим музыкантам будет сложнее
туда пробиться. Сегодня все зависит от материальных возможностей данной группы:
если есть средства купить инструменты и аппаратуру, они их покупают, кто не имеет
- остаются в том же положении, что и были. Вроде бы им надо где-нибудь выступать,
но репетировать негде или нет инструментов.
От Дмитрия Сергеевича я узнал, что недавно при поддержке Министерства по делам
молодежи, туризму и спорту РК был выпущен аудионоситель с записями песен калмыцких
авторов "Тенгрин уйдл-2001". И это просто замечательно. Но вот, попытаться создать
сборник молодежных групп, конечно, предварительно проведя прослушивание и отбор,
было бы еще лучше.
Итак, подводя итоги, можно сделать определенные выводы: нужно заниматься этим
вопросом и искать рациональные пути решения проблемы; попробовать связаться с
рок-клубами разных городов, чтобы те поделились опытом работы, разузнать о положениях,
статусе, финансовой и юридической сторон этого дела (зам. министра по делам молодежи
обещал посодействовать в этом); лоббировать этот вопрос в вышестоящих инстанциях.
Ребятам требуется поддержка именно сейчас. Если я кого-то убедил в необходимости
создания рок-клуба, прошу присылать, приносить отзывы и предложения в редакцию
"Комсомольца Калмыкии".
Виктор МАЦАКОВ
"Комсомолец Калмыкии" №11 (34) 20 марта 2002 г.
|