Верблюжий батальон на войне
Тяжело приходилось войскам 28-й армии, которая воевала в 1942-43 годах в калмыцких степях. Открытая местность, бездорожье, безводье... Не хватало транспортных средств.
Вот тогда-то и решило командование наших войск создать особое подразделение - верблюжий батальон, поручив его "комплектование" начальнику тыла армии полковнику Яновскому. Собрали верблюдов из местных хозяйств числом в одну тысячу сто голов. "Кавалерией Яновского" в шутку называли бойцы эту четырехногую воинскую часть... На верблюдах возили боеприпасы, горючее для танков и самолетов, продукты, воду для кухонь, топливо; на них эвакуировали раненых красноармейцев. Только за один рейс "верблюжий батальон" перевозил на порядочное расстояние двенадцать тысяч пудов различного груза, что заменяло 134 грузовых автомобиля.
Верблюдов любили и берегли. Рядовой 105-го полка 34-й гвардейской дивизии Николай Петрович Литвинов рассказывал: "Как-то мне пришлось пойти в расположение КП полка. По дороге заметил, что немцы усилили обстрел из орудий и минометов. "Неужели заметили?" - подумалось.
Вижу: недалеко пасутся несколько верблюдов. "Так вот в кого они стреляют", - догадался я. Но верблюдов в ячейку или в землянку не спрячешь! Заметили это и наши артиллеристы и минометчики. Открыли огонь по немцам и отбили у них охоту к стрельбе по верблюдам".
А вот воспоминания ветерана 34-й Краснознаменной Енакиевской ордена Кутузова второй степени гвардейской стрелковой дивизии И. Новосельцева: "Лето и осень 1942 года, когда мы стояли в обороне под Хулхутой и Уттой, были знойными, не хватало воды, плохо было с кормом для коней. Тогда вместо них снабдили нас верблюдами. Сначала намаялись мы с ними! Ну, а когда через степи пошли, тут уж мы прониклись к этим неприхотливым животным уважением.
По трое-пятеро суток верблюды были без воды и, кроме колючек перекати-поля, ничего не требовали для еды. А тащили большую трофейную румынскую фуру с продуктами и боеприпасами, с больными и ранеными - без остановки по 10-15 километров. А как держались под бомбежкой и артобстрелом! Кругом все рвет в клочья, осколки свистят, а они хоть бы что, только глазищами по сторонам водят, и ни с места. Ну тут мы совсем их полюбили, стали поближе держаться да угощать Когда войска, освобождавшие Калмыкию, вышли в район железнодорожного узла - города Сальска, - многие обитатели степей были возвращены в свои родные места - теперь уже помогать народному хозяйству. Но некоторые верблюды продолжали "служить" в боевых частях и дошли до Берлина. Даже участвовали в его штурме.
Участник войны писатель Владимир Успенский писал: "В боевом расчете командира орудия сержанта Григория Нестерова, астраханского богатыря-моряка с пышными усами, появились громадный Мишка со светлой шерстью и спокойным характером и норовистая Машка (см. рис.). Заряжающим орудия был татарин Кармалюк. Семь-восемь раз за всю войну сменятся номера орудийного расчета, но эти двое и два верблюда останутся живы. Из этого орудия будет произведен первый выстрел по гитлеровской рейхсканцелярии.
Верблюды по звуку определяли, кто в воздухе - наши или немецкие самолеты. Заслышав чужих, спешили лечь на землю, маскируясь в тени дерева, забора, строения. Даже звуки выстрелов различали: когда бьют наши и не надо тревожиться, а когда враг... Вместе с людьми становились в очередь к походным кухням, причем самыми последними: остатки сладки. Вновь прибывшие в полк (902-й стрелковый) бойцы ворчали: "Развели тут горбачей, добавки не получишь, все пожирают". Мишка на таких внимания не обращал, а Машка по-снайперски поражала ворчуна сочным плевком. После войны этих верблюдов отправили в Московский зоопарк".
Ветераны войны М. Роговой и П. Кузнеченко рассказывали о том, как "красавец верблюд по имени Васька, почищенный, с высоко поднятой головой ходил по улицам поверженного Берлина. На спине он носил плакат на немецком языке: "Астрахань - Берлин".
Многие солдаты-победители фотографировались, усаживаясь меж горбов другого верблюда, по кличке Яшка. Уроженец песчаных просторов вошел в историю войны, позируя с двумя солдатами на спине на страницах фронтовой печати. Текст под фото таков: "От астраханской степи до стен рейхстага протопал по огненным верстам войны, помогая нашим бойцам громить врага, и гордый верблюд-богатырь, их общий любимец по кличке Яшка". А вот другое фото, тоже 1945 года. На нем - верблюжий обоз, идущий по Берлинерштрассе. Медленным шагом идут верблюды рядом с трамвайными путями, таща армейские грузы. Славные животные, навсегда вошедшие в нашу историю.
Григорий Кукарека
"Видать, на службу фронтовую
Сполна он получил права:
То возит кухню полевую,
То тащит для нее дрова.
Хотя шумит стальная вьюга,
И смерть грозит со всех сторон,
Верблюд не чувствует испуга,
Покуда делом занят он".
(Алексей Балакаев)
Деляш Балакаева, Амстердам, Голландия
Калмыкия
"Известия Калмыкии", № 50-51 (4276-4277), 21.03.2008 г. |