Кони ветра
Сейчас в Калмыкии всё популярнее становится обычай развешивать молитвенные
флаги. Некогда ойраты жили в тесном соседстве с Тибетом, откуда и пришла эта традиция.
Тому, как она возникла и что за ней стоит, и посвящена эта статья.
Когда путешествуешь по святым буддийским местам Индии, Непала и Тибета, то замечаешь,
что почти везде их окружают высоко развешенные гирлянды разноцветных молитвенных
флагов.
Один из бумажных листов с изображением "коней ветра", Непал
По-тибетски они называются "лунгта". Но обычай развешивать эти яркие, испещренные
мантрами и изображениями куски ткани - не просто национальная тибетская традиция,
а практическое применение учения Будды для решения жизненных проблем. Отпечатанные,
как и все древние тибетские книги, с деревянных досок, эти гравюры можно
также рассматривать как произведения искусства, несущие индивидуальные черты в
зависимости от вида, региона и мастера-резчика.
Эта практика, как и остальные буддийские методы, уходит корнями в далекую древность.
Первое описание "прародителя" современных молитвенных флагов содержится в "Сутре
вершины победного знамени". Именно это победное знамя, которое вывешивалось в
знак величия и победы над чем или кем-либо, стало отправной точкой для развития
традиции.
В южных буддийских странах, где процветает Тхеравада - Шри Ланке, Бирме, Таиланде
- ступы, статуи и храмы также часто украшают яркими, чаще всего треугольными флажками,
на которых иногда пишут какие-либо пожелания. В Индии эти флажки можно видеть
в общебуддийских местах паломничества, особенно в Бодх-Гае.
В Тибете этот обычай появился с общим распространением буддизма среди народа,
то есть со времен Гуру Падмасамбхавы (8 - 9 века н.э.). Современный вид этот обычай
принял под некоторым влиянием местной тибетской религиозной традиции - Бён. Но
если раньше в рамках этой традиции тибетцы складывали камни на перевалах в кучи,
завязывали полоски ткани на деревьях и совершали другие подношения местным богам
и духам, то теперь обращенным в буддизм духам подносились мантры и благопожелательные
молитвы, отпечатанные на флажках.
Кроме того, популярным народным верованием в Тибете было то, что рождению человека
сопутствует появление "дра-ла" - божества-хранителя этого человека. Заботой этого
духа является поддержка жизненных сил человека и его процветание, то есть он -
что-то вроде ангела-хранителя. Естественно, что человеку тоже следовало заботиться
о своем защитнике, и одним из способов его поддержки также было вывешивание молитвенных
флагов.
Таким образом, тибетцы сильно расширили область применения "победных знамён",
и фактически это стало смесью народных верований и буддийских практик.
Общий смысл вывешивания молитвенных флагов - гармонизация жизненной ситуации
и увеличение благополучия; тот человек, который развешивает эти флажки, устраняет
препятствия вообще, и, в частности, это способствует достижению определенной цели.
Это приносит удачу и увеличивает благоприятную энергию и силы, способствующие
решению проблем.
Лунгта часто развешивают перед ответственными встречами, важными событиями
и решительными моментами жизни. Например, если кому-то предстоит сделать решительный
шаг или занять важный пост, предпринять далекое и небезопасное путешествие, то
незадолго до события считается благоприятным вывесить флаги.
Часто люди вывешивают молитвенные флаги с изображениями и мантрами Зеленой
Тары, Гуру Падмасамбхавы и других буддийских божеств. В зависимости от ситуации
упор делается на активность определенных Будда-аспектов. Так, изображения и мантры
Ченрезига (Авалокитешвары) способствуют общему умиротворению обстоятельств и развитию
любви, Зеленая Тара и Гуру Падмасамбхава - для устранения всяческих препятствий,
Амитаюс и Белая Тара - для продления жизни, и так далее.
Довольно часто также можно видеть развевающиеся полотнища, на которых нет никаких
изображений - только буквы. Они представляют собой тексты некоторых Сутр Будды,
которые особенны своей силой в устранении препятствий и защитой - "Алмазная Сутра",
"Сутра рассекающего ваджра" и другие.
Естественно, сразу возникает вопрос: а каким образом это функционирует? Что
происходит, когда кто-то вывешивает эти мантры и изображения? И в чем, с точки
зрения буддизма, рациональное зерно этого обычая?
Самым лучшим способом устранения собственных проблем и накопления заслуги является
собственная практика - занятия медитацией и совершение позитивных действий. Очень
благоприятным также считается чтение мантр и вообще буддийских книг. Но чтобы
накапливать заслугу и устранять препятствия, это не обязательно делать самому,
- для этого можно использовать силы природы. Поэтому вместо того, чтобы самому
крутить молитвенные колеса с мантрами, можно построить водяную мельницу, и тогда
струя воды будет вращать барабан и активизировать мантры, а строитель или заказчик
этого сооружения - накапливать заслугу. Точно так же можно использовать и силу
ветра: когда флажки полощутся по ветру и хлопают, распространяя позитивную энергию,
это равносильно чтению мантр и молитв.
Нам следует помнить о том, что все явления нашей жизни существуют во взаимной
связи: если мы не любим окружающих нас людей и даже вещи, то уже это одно порождает
неприязнь и проблемы, и мы сами становимся несчастны. Если же мы стараемся
жить в гармонии с окружающим миром, то обычно у нас всё получается, и люди добры
к нам. Поэтому, если мы оказываем какое-либо умиротворяющее влияние на окружающий
мир, в первую очередь это сказывается на нас самих.
Вообще, в соответствии с системой тибетской астрологии, одной из пяти главных
характеристик человека является как раз "лунгта". Популярной точкой зрения является
то, что этот фактор очень тесно связан с удачливостью, благоприятным сочетанием
обстоятельств. Однако в астрологических учениях акцентируется "общественный" характер
личного "лунгта" - то, что в современной печати называется "пиар". Он особенно
важен для тех, кто много работает с другими людьми - ламы, учителя, бизнесмены
и так далее. В зависимости от года жизни человека этот фактор более или менее
активен, и если он ослаблен, то при составлении гороскопа опытный астролог обычно
рекомендует вывешивать "коней ветра". Также в соответствии с астрологическими
вычислениями определяется наиболее благоприятное время для вывешивания флагов.
Можно говорить очень долго о множестве других деталей, регулирующих и интерпретирующих
эту многовековую традицию, хотя в них нет необходимости разбираться для того,
чтобы вывешивать лунгта. В этих тонкостях хорошо разбираются сведущие ламы и астрологи.
Одним из экспертов в этом вопросе является Тартанг Тулку, живущий в США. Он построил
множество ступ и издает много литературы, в которой, в частности, описывается
эта "прикладная буддийская магия" (некоторые из его книг уже переведены на русский
язык).
Как и другие религиозные объекты (статуи и ступы при заполнении), флаги можно
также освящать. Ритуал, который делает квалифицированный буддийский практикующий,
по-тибетски называется "раб-не" и заключается в том, что изначальная мудрость
всех Будд приглашается в освящаемый объект и наполняет его. Есть длинные и короткие
варианты этого ритуала.
Теперь несколько практических советов.
Число определяет сам человек; можно вывешивать от одного до нескольких сот
флагов, как это обычно делают в Гималаях (правда, там они печатаются на очень
дешевой, напоминающей плотную марлю, ткани, и потому стоят недорого; но также
поэтому они и не отличаются особой долговечностью). В Тибете есть еще такой обычай:
когда люди едут куда-то, они берут с собой отпечатанные на бумаге лунгта.
И когда автобус или машина останавливаются на высоком перевале, эти листы просто
выпускают на волю ветра, и они летят далеко-далеко. Один из таких бумажных листов
изображен на иллюстрации.
Флаги не обязательно вешать собственноручно, но лучше все-таки при этом присутствовать,
потому что сам процесс оставляет благоприятные впечатления у жертвователя.
Лунгта могут развеваться не только вокруг монастырей и ступ, но и на возвышенностях,
горных перевалах, крышах домов, длинных шестах, как это практикуется всеми тибетцами.
Именно по ним в Индии и Непале легко определить компактные районы проживания тибетцев,
потому что они обычно украшают свои жилища высокими бамбуковыми стволами с флагами.
И, конечно же, "коней ветра" можно вывешивать не только индивидуально, но и
всей семьей. Они приносят пользу не только тому, кто их вывесил, но всем окружающим,
и благоприятно воздействуют на всю местность.
26 мая праздновался самый важный буддийский праздник года - день Пробуждения
и Паринирваны Будды Шакьямуни. Весь лунный месяц, в середине которого расположена
эта дата, в соответствии с буддийской традицией считается чрезвычайно благоприятным
для всех благих дел и практик, поскольку заслуга от их свершения многократно
возрастает. Будьте счастливы и благополучны!
Карма ЧОЧОГ,
кхенпо (профессор) Международного буддийского института Кармапы (Дели);
Борис ЕРОХИН,
преподаватель Элистинского филиала Института Кармапы
Фото Ирины Мох
"Комсомолец Калмыкии" № 23 (46) 12 июня 2002 г.
|